Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет

Содержание

Как научить ребенка самостоятельности: советы

Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет

Часто родители сталкиваются с тем, что их чаду уже 8 лет, но он до сих пор без помощи мамы не может собрать портфель в школы, почистить туфли и заправить постель. Как приучить ребенка к самостоятельности дала советы психолог-эксперт Елена Кривошта.

Когда ребенок просит помощи у родителей или у кого-либо из взрослых, чтобы решить  простые вопросы: как убрать за собой игрушки, тарелку, как почистить обувь от грязи и т.д., это означает, что он растет несамостоятельным человеком.

С другой стороны, вины ребенка в этом нет. Ведь, зачем самому что-то делать, если под рукой есть любимая бабушка, которая готова, в прямом смысле этого слова, носить внука на руках и мама с папой, которые не чают души в своем ребенке.

Часто такое отношение к своему чаду приводит к большим проблемам в будущем: ребенок абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. И будучи взрослой женщиной или мужчиной будет прибегать к элементарной помощи родителей.

О том, какие причины несамостоятельности детей и как привить это качество рассказывает психолог-эксперт Елена Кривошта.

Какие причины того, что дети растут несамостоятельные?

Корни детской несамостоятельности лежат, конечно, в воспитании. Сейчас под влиянием большого количества книг и телепередач родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. И, конечно, надо учитывать стили семейного воспитания:

  • Авторитарный — при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения.

Самостоятельность и инициатива подавляются. Часто используют физические наказания. Ребенок, как правило, растет неуверенным в себе, запуганным, конфликтным со сверстниками. В подростковом возрасте, скорее всего, будет сложный кризисный период, который усложнит жизнь родителям настолько, что они будут чувствовать свою беспомощность. Конечно, ребенок растет несамостоятельным.

  • Гиперопекающий стиль — само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей.

Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная. Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. Как правило, эти родители либо утратили первого ребенка, либо долго ждали появление малыша и теперь страхи не дают им возможность довериться.

К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными, зависящими от родителей, окружения, тревожными, инфантильными (присутствует детскость), неуверенными в себе. Они могут до 40 лет получать помощь родителей и спрашивать совета, как им поступить в той или иной ситуации. Ответственность за ситуации в жизни перекладывают на близких, оберегая себя от чувства вины.

НесамостоятельныйРебенок растет с трудностями в социуме, ему сложно наладить контакты с лицами противоположного пола.

  • Хаотический стиль воспитания — один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил.

Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым.

Конфликтная семейная среда формирует невротическую личность, тревожную и несамостоятельную.

Так как нет образца для подражания, потому что все под критикой, нет уверенности в том, что и как надо делать ребенок растет несамостоятельный, полон сомнений и негативных ожиданий.

  • Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека).

Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка.

Желания и требования детей — закон, родители всячески стремятся удовлетворить пожелания ребенка, самостоятельность поощряется, но инициатива родителей часто блокирует желания ребенка быть самостоятельным. Ему проще все переложить на родителей.

Дети растут несамостоятельными, эгоистичными, перекладывают всю инициативу на близких. Отношения в социуме строят по типу пользовательских, что обуславливает трудности в установлении и развитии контактов.

© shutterstock.com

Родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают — это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в любой сфере, но без ошибок. Если данные ошибки усложняют жизнь родителей (напрягают их), то возможны наказания, крики или упреки.

К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких.

Самостоятельность у них очень развита и в жизни они способны много добиться, но можно с уверенностью сказать о том, что они глубоко несчастны. Могут быть одинокими, неуверенными в себе, иногда агрессивными людьми.

У них обостренное чувство несправедливости, что усложняет формирование отношений в социуме.

Читай также: 

Синдром дефицита внимания у детей

  • Демократический стиль воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка.

Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте.

Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины.

В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.

На самом деле трудно придерживаться одного стиля воспитания, поэтому чаще всего все стили в то или иной степени находят отражение в реальности семьи. Это как конструктор, который используют в строении личности ребенка.

Главное не забывать о том, что задача родителей обучить детей самостоятельности, чтобы они могли рассчитывать на себя и строить свою жизнь со всей ответственностью.

Тогда можно рассчитывать на то, что он свою жизнь проживет так, как этого хочет.

Дайте советы, как научить ребенка самостоятельности?

Самостоятельность, как код прошита в стремлениях каждого ребенка. Чтобы развить ее и укрепить внутреннюю позицию ребенка в этом вопросе, необходимо ее поощрять, поддерживать и конечно развивать.

Все дети проявляют самостоятельность, поэтому искусственно ничего создавать не надо. Главное не мешать, и способствовать даже тогда когда результаты самостоятельности ребенка были неудачны. Поддерживать, верить и говорить ему об этом.

Например: «Ты молодец», «Давай расскажем папе, какая ты самостоятельная».

Приобщай детей накрывать стол перед едой, ходить на дачу, заботиться о животных. И позитивно оценивайте, но не преувеличивая – хвалить надо за реально достигнутые результаты.

Если мальчик хочет помочь папе в гараже, надо брать его с собой, но при этом не кричать и говорить что он его напрягает, а наоборот дать ему такое задание, которое ребенку будет по силам и он с ним легко справится. Потом оценить его старания и поблагодарить.

Через некоторое время он будет хорошим помощником. И заслуга в этом именно родителей.

Самостоятельное проявление ребенком активности всегда ориентировано на похвалу, на желание угодить родителям. Поэтому больше всего на свете самостоятельность ребенка боится критики. Избегайте ее.

Акцентируйте свое внимание не на результатах, а на том, что ребенок активно участвовал, хотя иногда это участие усложняет жизнь родителей.

Терпение и любовь помогут Вам воспитать своего ребенка самостоятельным.

© shutterstock.com

Обычно, родители сталкиваются с несамостоятельностью ребенка, когда он начинает ходить в школу. И в этом возрасте родители начинают заниматься (или не заниматься) воспитанием. Важно отметить, что это нужно делать намного раньше, тогда можно достичь больших успехов в этом нелегком деле.

Читай также: 

Проблема «отцы и дети»: пути решения

Если ребенка научить самостоятельности с самого детства, это решает много проблем: не стоит переживать за него, оставляя одного дома, вы всегда будете уверены в том, что ваше чадо правильно оденется в школу, сможет самостоятельно позавтракать и в дальнейшем, он будет научен мыслить и думать, не прибегая при любой необходимости к помощи родителей, бабушек и дедушек. Позвольте ребенку решать свои вопросы самостоятельно, если увидите, что у него это не получается, постарайтесь натолкнуть на правильный вывод, но ни в коем случае, не делайте это вместо него.

Источник: https://sunny7.ua/semja/children/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnosti

Как приучить ребенка к самостоятельности: 7 правил для успеха

Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет

Здравствуйте, дорогие читатели! Как вы считаете — когда нужно приучать ребенка к самостоятельности: в 2 года, 4 года или, может быть, в 10 лет? Что должен уметь ребенок в определенное время? Какие самые распространенные ошибки допускают родители? Сегодня мы поговорим с вами о том, как приучить ребенка к самостоятельности и какую линию поведения стоит выработать родителям.

Каждый родитель хочет вырастить своего ребенка умным, счастливым и успешным человеком. Но не многие родители знают, что первым шагом к его успеху в будущем, является развитие способности у ребенка мыслить и действовать самостоятельно как можно раньше.

Две главные ошибки в воспитании самостоятельной личности

Не всегда мы, родители, выбираем правильный метод воспитания наших детей. Очень часто нам мешают две крайности: гиперопека или принцип «сам научится со временем». Давайте подробней рассмотрим каждый из этих ошибочных методов воспитания и постараемся их не использовать в воспитании наших детей.

Гиперопека — такой стиль воспитания, при котором родители чрезмерно подавляют любое желание и попытку ребенка сделать что-нибудь самостоятельно. Как правило, все это объясняется обычным родительским страхом и инстинктом.

В этих случаях мы часто говорим своим детям: «Не нужно быстро бегать, а то упадешь», «Ты еще слишком мал», «Тебе будет тяжело», «Ты не справишься, дай, я все сделаю сама», «Не смей трогать — поранишься» и т. д.

Малыша ограждают от обычной жизни и все время оберегают от мнимых опасностей. В конце-концов у крохи входит в привычку даже не пытаться что-либо делать самостоятельно, ведь все всегда делают за него.

Подавление стремления к самостоятельности выливается в третирование родителей и требования все большего внимания. В итоге малыш не может нормально общаться с другими детьми и может превратиться в маленького невротика.

Такой неправильный метод воспитания ребенка может привести в будущем к развитию инфантилизма, проявляющемуся в демонстрации черт, свойственных ребенку, таких как капризность, замкнутость, излишняя обидчивость, невозможность принятия самостоятельных решений.

Другой ошибочный метод воспитания — это частичное, а порой даже и полное самоустранение взрослых от поддержки и одобрения всех самостоятельных действий ребенка. Девизом такого воспитательного метода является утверждение — «сам научится со временем».

Не поощряя и не замечая самостоятельных стремлений ребенка сделать что-то самому, родители порой очень сильно тормозят в нем процессы развития. У ребенка исчезает стимул приобретать новые знания и навыки. В таких случаях, ребенка необходимо почаще хвалить и ни в коем случае не ругать, если какая-нибудь самостоятельная попытка закончится не очень удачно.

Но кроме этих ошибок, есть и другие, о них вы сможете узнать в бесплатном курсе врача-гинеколога Ирины Жгаревой «Естественное родительство: мифы и рифы».

Что делать, чтобы малыш стал целостной личностью: 7 простых правил

Родителям необходимо постараться найти золотую середину в своих воспитательных принципах и руководствоваться, в первую очередь, здравым смыслом. Однако следует знать и соблюдать следующие правила:

  1. Когда ребенок первый раз пробует что-то сделать самостоятельно, не нужно его останавливать и мешать ему. Пусть первоначально он подражает вам буквально во всем, со временем он уловит взаимосвязь и начнет действовать самостоятельно;
  2. Не нужно делать за малыша его работу, в попытках облегчить ему (и себе в первую очередь) жизнь. Крохе так или иначе придется обучиться простым и элементарным вещам;
  3. Постепенно приучайте малыша к тому, что он должен выполнять некоторые задания самостоятельно: к примеру, аккуратно складывать свою одежду в шкаф, собирать игрушки, умываться и чистить зубы, убирать за собой, и делать это все он должен регулярно, не взирая на то, что иногда он будет капризничать или лениться. Очень важно, чтобы он вначале привык это делать, а затем понял, что эти действия являются правилом;
  4. Поощряйте принятие самостоятельных решений, например, пусть выбирает одежду перед прогулкой на улице или походом в гости. Малыш поймет, что вы склонны доверять его мнению и будет вам благодарен;
  5. Заведите домашнего питомца, и часть работы по уходу за ним поручите ребенку. Это тоже поможет вашему ребенку стать самостоятельней и ответственней;
  6. Относитесь к своему ребенку серьезно, не смотря на его юный возраст. В обсуждении некоторых вопросов интересуйтесь и его мнением. Такое ваше поведение не просто повысит самооценку у малыша, а поможет ему осознать, что его мнение также ценно, как и мнение старших;
  7. Приобщайте малыша чаще к повседневным домашним заботам и делам. Просите его вам помочь, объясняйте, что без его помощи вам сложно справиться. Всегда соглашайтесь, когда кроха проявляет желание помочь вам даже по мелочам. Позже, когда вам по-настоящему нужна будет помощь, ваш ребенок всегда вам пойдет навстречу.

Для более наглядного примера ознакомьтесь с видео по теме, в нем вы найдете примеры того, как можно поощрять в ребенке стремление к самостоятельности:

Таким образом, получив эти полезные советы, я думаю, вы теперь знаете — как приучить ребенка к самостоятельности. И я уверена, что ваш ребенок обязательно вырастет счастливым и успешным человеком!

Ответы на многие вопросы вы найдете в других наших статьях. Чтобы не пропустить выход новой публикации, подписывайтесь на обновления нашего блога, а также обязательно делитесь статьями в социальных сетях.

Источник: https://malishandriya.ru/kak-priuchit-rebenka-k-samostoyatelnosti/

Как приучить ребенка к самостоятельности

Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет
Каждый возрастной период ребенка сопровождается новыми умениями и навыками. Подготовка ко взрослой жизни начинается с малого: самостоятельного приема пищи. Малыш должен чувствовать любовь и поддержку родителей.

Важно, чтобы мама и папа с детства прививали своему чаду качества, которые пригодятся ему в будущем.

Умение пользоваться ложкой — первый навык самообслуживания малыша.

Вначале ребенок получает пищу из рук родителей, но в дальнейшем возникает необходимость научить его кушать самостоятельно. Как только крохе исполнится 8-9 месяцев, нужно постепенно показывать ему, как пользоваться ложкой.

Однако не стоит ждать, что непоседливый карапуз освоит навык за несколько дней. Родителям придется запастись терпением. Пройдет не одна неделя, прежде чем их чадо научится есть самостоятельно.

8 советов, который помогут малышу освоить новый навык:

1. Ложка, предназначенная для кормления ребенка, должна быть неглубокой, прорезиненной и удобной. Лучше всего, если она будет куплена в специальном детском магазине.

2. Не позволяйте крохе играть с ложкой, однако во время каждого кормления давайте ему подержать ее. Непоседа должен усвоить, что между ложкой и едой имеется причинно-следственная связь.

3. Показывайте малышу, как правильно пользоваться столовым прибором.

4. Первое время ребенок не сможет правильно обращаться с ложкой. Он будет стучать ею по столу, толкать к себе в рот. Это позволит карапузу познакомиться с новым предметом.

5. Когда ребенок будет кушать ложкой в первый раз, он наверняка пронесет ее мимо рта и уронит еду. Ни в коем случае не ругайте его за это! Напротив, окажите крохе поддержку: направляйте его ручку во время обеда.

6. Не торопите ребенка. Если он научился захватывать еду столовым прибором, то подождите, когда он сможет отправить ее в рот. Даже если кроха слишком долго держит ложку в руке, то запаситесь терпением. Вскоре он поднесет ее ко рту сам.

7. Давайте своему чаду возможность отдохнуть, ведь умение кушать самостоятельно — это новый навык, который требует концентрации внимания. Время от времени предлагайте ребенку, например, вытереть щечки.

8. Почаще кушайте вместе с ребенком. Он будет наблюдать за вашими действиями и со временем начнет им подражать.

Как приучить ребенка самостоятельно одеваться

В период с 2 до 3 лет можно научить ребенка самостоятельно одеваться. Понять, что он готов освоить этот навык, достаточно легко. Необходимо обратить внимание на поведение малыша. Если он проявляет самостоятельность, часто говорит родителям фразу «Я сам», то можно попробовать научить его одеваться и застегивать пуговицы.

8 советов, которые помогут карапузу освоить новый навык:

1. Ребенку легче научиться раздеваться, чем одеваться. Малыш, которому уже исполнилось 1,5 года, может самостоятельно снять с себя шапку и носки. На начальном этапе обучения вы можете помочь ему расстегнуть сложные застежки, вывернуть вещи с изнанки, объясняя необходимость своих действий. Положите детскую одежду на видное место, чтобы ребенок в любой момент мог ее одеть.

2. Не ругайте малыша, если у него не получается одеться самостоятельно. Помогите ему освоить навык. Например, начните надевать на него штанишки и предложите завершить действие самому. Не пытайтесь сразу научить свое чадо одевать одежду со сложными элементами.

3. Предложите малышу поиграть в игру «Кто быстрее оденется». Купите ему игрушки с пуговицами, липучками, карманами и молниями. Это поможет ему развить мелкую моторику и научит его справляться с деталями одежды.

4. Пришейте на один кусочек ткани пуговицы, а на другом — сделайте петли под них. Предложите малышу вдеть все пуговицы в петли, предварительно показав ему, как это делать.

5. Чтобы научить ребенка правильно одевать кофточку или штанишки, покупайте ему одежду с рисунками и карманами спереди.

6. В гардеробе ребенка должна быть одежда, которая ему нравится. Не заставляйте свое  чадо носить неудобные футболки, например, с узким вырезом горловины, поскольку это затруднит освоение им навыка одевания.

7. Не покупайте крохе обувь на шнурках. Отдайте предпочтение детским ботиночкам на липучках. Так малыш быстрее научится застегивать обувь.

8. Когда малыш одевается, пойте ему песенки или рассказывайте смешные истории. Непривычный для карапуза процесс должен сопровождаться положительными эмоциями.

Как приучить ребенка самостоятельно засыпать

Приучать ребенка к самостоятельному засыпанию можно, когда ему исполнится 2-3 года. До 2 лет кроха не мыслит себя без матери и ложиться спать одному — большой стресс для него. По достижении этого возраста у малыша появляется осознание собственного «Я». В грудном возрасте приучать карапуза засыпать в одиночестве еще рано.

9 советов, которые помогут ребенку научиться засыпать самостоятельно:

1. Следуйте распорядку дня. Малыш должен засыпать и просыпаться примерно в одно и то же время.

Чтобы научить кроху отходить ко сну, родителям необходимо каждый день на ночь выполнять какой-либо ритуал, например, петь своему чаду песенку, делать ему расслабляющий массаж или читать сказку.

Вскоре ребенок привыкнет к тому, что отход ко сну сопровождается определенным действием и начнет засыпать самостоятельно.

2. Объясните малышу, что он уже взрослый, поэтому должен научиться спать один. Поймите, что ребенку страшно ложиться спать в одиночестве, ведь раньше перед сном мама всегда была рядом. Укладывая кроху спать, обязательно посидите с ним в комнате и дождитесь, когда он уснет.

3. Создайте в спальне ребенка уют. Купите красивый комплект детского постельного белья, обязательно поставьте рядом с кроваткой ночник. Восторженные отзывы родственников о том, какая уютная у карапуза постелька, помогут ему научиться засыпать самостоятельно.

4. Некоторые дети просыпаются посреди ночи и, если родители спят в другой комнате, приходят к ним. Причина проста: детские страхи. Поговорите с малышом о том, что его беспокоит. Придумайте какой-нибудь ритуал для борьбы с его страхами, например, напишите на бумажке то, чего боится ребенок, а затем порвите ее. Если это не поможет, то обратитесь к детскому психологу.

5. Съездите с малышом 2-3 лет в гости с ночевкой. Вне дома постоянно развлекайте его. Ваш карапуз не должен поскорее захотеть домой. Скажите ребенку, что в силу сложившихся обстоятельств ему придется спать одному.

6. Поставьте рядом с кроваткой карапуза ночник. Скажите своему чаду, что «волшебный свет» будет оберегать его от кошмаров.

7. Не играйте с ребенком перед сном в шумные и подвижные игры. Если вы видите, что ваше чадо перевозбудилось, то расскажите ему сказку, сделайте расслабляющий массаж или спойте колыбельную. На ночь обязательно проветривайте комнату, где спит кроха.

8. С раннего действа не приучайте малыша к укачиванию, иначе в дальнейшем ему трудно будет научиться засыпать самостоятельно. По этой же причине не укладывайте кроху спать в свою постель.

9. На ночь положите в детскую кроватку любимую игрушку карапуза или превратите укладывание спать в интересную игру, каждый раз предлагая непоседе ложиться спать вместе с какой-нибудь плюшевой «зверушкой».

Как приучить ребенка самостоятельно играть

Умение играть самостоятельно — один из признаков взросления малыша. Как правило, трехлетний ребенок уже может придумать себе занятие на час. Самостоятельная игра развивает в детях важные черты характера, например, инициативу, умение справляться с трудностями, целеустремленность, логику и терпение.

10 советов, которые помогут малышу научиться играть самостоятельно:

1. Создайте своему чаду безопасные условия для игр. Уберите подальше от детской зоны все массивные, острые и стеклянные предметы. Если ребенок совсем маленький, то установите защиту на розетки, дверцы шкафов.

2. Организуйте для непоседы специальную игровую зону, отвечающую требованиям комфорта и безопасности. Украсьте стены детскими наклейками с изображениями любимых героев или фотообоями. Ребенку должна нравиться обстановка для игр.

3. Предложите крохе игрушки, с которыми он сможет играть один, например, кубики, фломастеры, машинку, раскраску, детские музыкальны инструменты. Девочке старше трех лет понравятся куклы и «домики».

4. Периодически спрашивайте у малыша во что он играет и нравится ли ему этот процесс. Интересуйтесь его успехами, особенно если он строит что-то из кубиков или собирает конструктор.

5. Отвечайте на вопросы ребенка, даже если вы очень заняты. Это позволит ему не чувствовать себя одиноким во время игры.

6. Развивайте в малыше любопытство. Предлагайте ему новые игры или занятия.

7. Если вашему карапузу не удается справиться с конструктором или собрать кубики, то помогите ему. В противном случае он забросит игру, потеряв к ней интерес.

8. Не заставляйте ребенка беспрекословно следовать правилам игры. Если ему нравится катать на велосипеде кукол, то не надо доказывать, что детский транспорт предназначен для других целей.

9. Стимулируйте в малыше умение доводить начатое дело до конца, в том числе и в отношении игр.

10. Не прерывайте игру необоснованными запретами, например, не говорите крохе, что нельзя бросать кубики на пол или бегать. Лучше объясните своему чаду как правильно себя вести, не используя частицу «не».

Детство пролетает очень быстро. Задача родителей — научить ребенка всему тому, что ему пригодится во взрослой жизни. Делать это проще всего «играючи». Малыш должен чувствовать, что его маме и папе интересно, как он проводит время.

Источник: http://womens-blog.ru/article/materinstvo/vospitanie-rebenka/kak-priuchit-rebenka-k-samostoyatelnosti.html

Я – сам! как приучить ребенка к самостоятельности?

Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет

Безусловно, это ценные качества. Однако по наследству, как цвет глаз, они не передаются и с неба не падают. Следовательно, самостоятельность надо воспитывать. Как? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Для развития умения решать проблемы самостоятельно и уметь отделить себя от родителей, осознать себя способным к самостоятельным поступкам и моментам в жизни (понятно, что речь не идет о глобальном) существуют сензитивные (благоприятные) периоды: возраст «Я сам» (2−3 года), вступление в школьный возраст (7 лет), начало подросткового периода (11−12 лет) и вступление в юношество (16−17 лет). Причем в семилетнем возрасте это иногда даже более безопасно — гормоны не гасят разум, как у подростков; а 16−17 лет — это вообще последний шанс, и если человек в этом возрасте не научается решать вопросы самостоятельно в пределах своей компетенции (а часто так и не научается, особенно если это в свое время подавили на предыдущих этапах), то ему уже и не захочется, и будут родители им руководить до пенсии.

Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется 2 года.

Период 2−3 лет называют кризисом «Я сам», и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он — отдельная от родителей личность, что он — не продолжение, не часть мамы или папы, — а самостоятельный человек.

Самостоятельный! И границы этой самостоятельности ребенок начинает с энтузиазмом проверять: что он может сам, и что ему за это будет?

Вопреки расхожему мнению, ребенок не издевается над родителями — он лишь экспериментально проверяет границы дозволенного: «Я сделаю так — что будет? А если — так? А еще вот это? Так, мама ругается… А я все равно продолжу — интересно, что будет? Ой-ой-ой, теперь все, стоп, я уже понял, что мне будет и этого не хочу!»

Да, уже в год ребенок знакомится с первыми «нельзя» — но тогда ему еще не приходит в голову активно против них протестовать. А в 2−3 года это становится настоятельной потребностью. Что же делать родителям в этой ситуации?

Всё запретить в целях безопасности?

Но ведь ребенок — не хорек, и в клетку его не посадишь. Запреты, конечно, четко формируют поведенческие и нравственные границы личности, и маленький человечек поймет, что нельзя воровать, врать, ябедничать… Это неплохо. Это даже замечательно. (Правда, все это можно было бы донести до дитяти не только запретами, но и личным примером).

Но усвоит ли малыш при таком подходе, что же ему — можно? Его мир, он ведь при таком раскладе весь из сплошных «нельзя» состоит. А что же можно-то? Что он разрешит — себе? И как такой человек потом объяснит своим детям, что можно в этом мире? Люди, у которых сознание состоит сплошь из «нет», стоп-сигналов и запретов — несчастливые люди…

Может, наоборот — всё разрешить?

Такой подход нередко практикуется теми либерально настроенными родителями, которые считают, что жизнь сама все сделает.

Прыгал по лужам вопреки родительским наставлениям — ходи с мокрыми ногами и болей потом. Бил друзей лопаткой по голове — смирись с тем, что никто во дворе не хочет с тобой водиться.

Не учился, несмотря на родительские аргументы о пользе образования — грузи апельсины бочками.

Плюсы данного способа состоят в том, что такой подход учит ребенка принимать на себя ответственность за все свои поступки. Качество, безусловно, чрезвычайно ценное. И вот что интересно: несмотря на кажущуюся жестокость и холодность такого подхода, он чрезвычайно действенен, и дети таких родителей сызмальства самостоятельны и разумны не по годам.

Но и здесь без чувства меры не обойтись никак, иначе начинаются уже не плюсы, а минусы: когда воспитание становится уж слишком отстраненно-созерцательным, ребёнок рискует просто погибнуть или покалечиться.

Малышу-дошкольнику трудно научиться «брать на себя ответственность за все свои поступки» — и воля у него еще не развита, и способность предвидеть последствия своих действий тоже формируется постепенно, а не дается с рождения.

Поэтому философски наблюдать за тем, как ребёнок суёт пальцы в розетку, лезет на высоченное дерево, выбегает на проезжую часть или таскает деньги у одноклассников, не рекомендуется, ибо всё это заканчивается практически всегда одинаково — плохо.

Как же соблюсти золотую середину?

Во-первых, четко обозначить границы: ребенок должен понимать не только что «нельзя», но и что «можно».

Ведь мир, в котором нельзя ничего — это мир тусклый и безрадостный, и, конечно, такая ситуация буквально провоцирует на протест — ну, а сами бы вы как вели себя на месте ребенка, которому вечно все нельзя? Ведь это вы априори подразумеваете, что «разрешено все, что не запрещено» — но ребенок-то этого не знает.

Вот и пробует ситуацию на зуб: «Мама сказала, что нельзя стучать по шкафу… А по полу — можно? Ложкой нельзя, а кубиком — можно?» А мы ошибочно квалифицируем такие действия как злостное нервомотательство, а ведь это не так — это просто ваше чадо определяет меру своей самостоятельности.

Во-вторых, создать вокруг ребенка непровоцирующую среду обитания. Конечно, если на полках стоят красивенькие хрустальные штучки, кто ж удержится от того, чтобы их не потрогать, а лучше — постучать ими друг о друга, ведь они так красиво звенят… Упс, они еще и бьются!

Но если постараться убрать все то, что легко портится, ломается и небезопасно для ребенка (или просто дорого вам как память) — конфликтов станет гораздо меньше. В конце концов, это ведь не навсегда.

Если родители в этот период были достаточно мудры, не «задушили» инициативу своего ребенка, — они молодцы, и дальше им будет значительно проще.

Однако если строгостью и запретами (либо удушающей гиперопекой) родители подавили волю малыша, далее возможно несколько неприятных сценариев.

Либо вырастет человек, которого всю жизнь придется «водить за ручку» и который от мамы — ни на шаг (это хорошо в 3 года, бесспорно… но в 33?).

Либо получится ребенок с двойной моралью: дома — «забитый тихоня», вне дома — маленький агрессор; или, наоборот — домашний тиран, который со всеми остальными — душка и лапочка.

Но ребенок растет, и вот перед вами уже новые проблемы: 5−7 лет (старший дошкольный), и в особенности 7−9 лет (младший школьный возраст), когда он уже не круглосуточно находится «у маминой юбки», а начинает самостоятельно контактировать с окружающей реальностью и круг его общения существенно растет.

Здесь уже речь идет не только о самостоятельности, но и о неразрывно связанной с ней безопасности, с основами которой ребенка необходимо ознакомить.

Конечно, дети взрослеют по-разному, у них разный темперамент и наклонности — поэтому думайте сами, решайте сами: что покажется безумием с одним ребенком, будет логично и оправданно с другим.

Но каждый родитель тут волен решать на свое усмотрение — я дала лишь общие ориентиры.

Не пытайтесь быть неидеальными — будьте просто достаточно хорошими и разумными, и притом для своего ребенка, а не для других людей.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/39132/

Как приучить ребёнка к самостоятельности

Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет

Все мы рождаемся маленькими и беспомощными, лишь потом обретаем новые навыки, необходимые для взрослой жизни. Самостоятельность приходит со временем, по мере того, как грудные малыши становятся старше, идут в школу, взрослеют. Тем не менее, многие родители застревают на начальных стадиях этого процесса и продолжают делать многие вещи за своих детей.

Нет тотальному контролю!

Конечно, вы можете следить за поведением и действиями своего ребенка, но делать это необходимо скрытно. Постарайтесь увидеть в ребенке индивидуальность, а не просто набор положительных и отрицательных качеств. Подмечайте моменты, когда вы неумышленно или сознательно начинаете давить на ребенка, чтобы пресекать подобные случаи.

Помните, что социальная среда с легкостью может манипулировать родителями, изменяя ваше мнение о ребенке в худшую сторону. Например, воспитатель или учитель может сказать вам, что малыш слишком ленив, чтобы вызвать у вас ответную реакцию. Не стоит действовать сгоряча, ведь ребенок просто мог устать или плохо себя чувствовать.

Игрушки для самостоятельных детей

  • Даже младенцев привлекают яркие рисунки в красивых книжках, ведь рассматривать их можно часами. Ознакомьте ребенка с основными природными явлениями, животными, героями сказок и другими, чтобы пробудить у него желание продолжить изучение мира литературы своими силами.
  • Цветные карандаши, краски и фломастеры всегда приносят творческим детям радость. Возможность самим воссоздавать на бумаге различные узоры вселяет в малышей уверенность, что они могут самовыражаться. Прикрепите к стене ватман, на котором ребенок будет рисовать в свободное время.
  • Все дети непременно должны иметь в своем распоряжении мягкие игрушки, кукол, роботов, а также других реальных и вымышленных существ. Их можно «кормить», переодевать в разные наряды, передвигать… Эти простые, казалось бы, действия учат малышей быть ответственными.

Ни в коем случае не смотрите на ошибки ребенка как на его неудачи. Постарайтесь увидеть в них возможность научить малыша чему-то новому.

Попытайтесь привить малышу понимание того факта, что непредвиденные оплошности и досадные заблуждения являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Привычный для всех дошкольников вид деятельности — это, конечно, игровая форма обучения. Как можно чаще превращайте будничные дела в забавные развлечения. Так ребенок гораздо быстрее овладеет новыми навыками, нежели под давлением утомляющих родительских напутствий и указаний.

Устройте веселые соревнования, кто из вас с малышом быстрее оденется на прогулку или застелет кровать.

Вместе с ним нарисуйте на плотной бумаге распорядок его дня и повесьте на двери в его комнате в качестве наглядного напоминания о последовательности запланированных действий.

Помимо всего прочего, вы можете придумать уникальный смешной ритуал подготовки к завтрашнему дню, например, заполнение игрушечного ежедневника. Не стесняйтесь демонстрировать все возможности своей фантазии!

Что должен делать ребенок в разном возрасте?

1. От года до трех

Развитием самостоятельности необходимо заниматься еще с самых первых месяцев жизни малыша. Уже в семь-восемь месяцев позволяйте ему держать ложку в руках, пользоваться ею, пусть и не совсем аккуратно.

2. От трех до пяти лет

В этом возрасте малыш может самостоятельно выбирать себе одежду из предложенных вами вариантов, а также соблюдать элементарные правила личной гигиены наподобие умывания и чистки зубов.

3. От пяти до семи лет

Ребенок способен сам убирать свою посуду после приема пищи и разделять грязную одежду перед стиркой на белую и цветную. Кроме того, ему под силу одеваться (возможно, за исключением сложных застежек) и накрывать на стол.

4. Первый класс

Этот период для ребенка — время проб и ошибок на собственном опыте. Он должен самостоятельно собираться в школу еще до завтрака, вытирать пыль в своей комнате, складывать вещи на полках в шкафу.

5. Второй класс

В этом возрасте дети должны уметь определять время по стрелкам на механических часах, мыть посуду, готовить простые завтраки, пользоваться микроволновой печью и пылесосить в доме.

6. Третий класс

Подходя к окончанию начальной школы, ребенок обязан самостоятельно убираться на своих полках в шкафу, писать список необходимых продуктов и делать недорогие покупки с разрешения родителей.

Лучшая основа для формирования ответственности у ребенка — это теплые и доверительные отношения с родителями и другими членами семьи. Направляйте на это все свои усилия, и тогда у вас обязательно получится вырастить самостоятельного и ответственного человека!

по теме:

Источник: http://mamamozhetvse.ru/kak-priuchit-rebyonka-k-samostoyatelnosti.html

Как научить ребенка самостоятельности?

Мы, взрослые, уже забыли, что означает учиться «с нуля» самым простым вещам. А ведь для ребенка простые вещи пока еще не такие уж и простые. Но это не означает, что нужно делать все за ребенка. Если вы хотите приучить ребенка к самостоятельности, будьте готовы к терпеливости. Без этого ничего у вас не получится.

Ниже показаны 10 распространенных ошибок взрослых при обучении ребенка самостоятельности.

ОШИБКА 1. Торопить события

Не стоит овладевать навыками, к которым ребенок пока не вполне готов психологически и физически. Конечно, вы можете научить двухлетнего малыша завязывать шнурки.

Но потратите на это столько времени, что волей-неволей начнете раздражаться, и у ребенка останется неприятное ощущение, что учиться делать что-то самому — великая мука.

В таком случае самостоятельность малыша будет под угрозой.
Как же надо поступить?

Если малышу что-то не дается, надо вернуться на шаг назад. Не получается завязывать узел? Продолжайте «приручать» давно знакомую молнию. А шнурки обязательно покорятся. Пусть даже и позже.

ОШИБКА 2. Тормозить любопытство и активность малыша

«Не лезь туда — шею свернешь», «Не убегай за кусты — потеряешься!» — кричат с лавочек мамы и бабушки. Интерес к жизни и активность не даны нам раз и навсегда. Их можно как развить в человеке, так и подавить.

Кроме того, дети часто запоминают только вторую часть конструкции: «шею свернешь», «заболеешь».Вскоре маленький делает вывод, что кругом одни опасности и лучше не отходить от мамы ни на шаг.

Как надо поступить?

Ведь любопытный карапуз действительно легко может пораниться… Просто старайтесь быть рядом, когда ребенок активен. Залезайте вместе на горку, ходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, катайтесь вместе на роликах. Малыш «скопирует» ваше безопасное поведение.

Кстати! А если ему интересно совать в рот песок? Не ругайте, а переключайте внимание. Предложите не менее захватывающее занятие — посмотреть лягушек или построить шалаш из веточек. Вы достигнете очень важной цели: у ребенка останется ощущение, что он САМ принял решение отказаться от возни с грязью.

А это еще один шаг навстречу самостоятельности ребенка.

ОШИБКА 3. Наказывать за самостоятельность или наказывать самостоятельностью

Трехлетняя девочка за десять минут до прихода гостей вызвалась разлить по стаканам сок. Пролила пакет на пол. Мама в сердцах бросает: «Вот и вытирай теперь все сама!» Дочь в слезы — и потому, что страшно браться за кажущееся «неподъемным» дело, и потому, что чувствует себя неумехой.
Как надо поступить?

Принять участие в ликвидации катастрофы. И не забыть похвалить — даже если что-то разбилось, пролилось и поцарапалось. Ребенок ведь так старался! И если в один день вы будете учить маленького обслуживать себя, а в другой — ругать или отгонять его («Не лезь! Я спешу!»), вряд ли ему захочется делать что-то самостоятельно.

ОШИБКА 4. Делать за ребенка то, что он умеет/может делать сам

Не стоит одевать ИЛИ кормить с ложки пятилетнего человека. Даже если очень спешите.Как надо? Дети делают что-то медленно, когда им этого не хочется. Старайтесь заинтересовать!Например, купите песочные часы.

Если вы предложите ребенку надеть колготки за то время, что просыплется песок, наверняка он охотно включится в игру. И еще: иногда полезнее пропустить полдник, чем кормить завтрашнего школьника с ложечки.

Важно! Не упустите момент! Иногда родители предпочитают «не замечать», что малыш готов овладеть новым навыком. Восьмимесячный карапуз потянулся к чашке? Пусть пока пьет из бутылочки: «так быстрее и удобнее».

На самом деле, если не овладеть этим базовым навыком вовремя, то, возможно, малыш не захочет пить из чашки и в полтора года. Просто потому, что в этом возрасте у него появится тяга к другим навыкам, а осваивать чашку станет уже неинтересно.

ОШИБКА 5. Требовать беспрекословного послушания

Ребенок, которого жестко контролируют, учится во всем полагаться на чужое мнение. И в дальнейшей жизни привыкает подчиняться «авторитетам». Послушный ребенок постоянно подавляет собственные желания. Позже родители удивляются: Почему он сам еще ничего не хочет? На самом деле он УЖЕ ничего не хочет.

Как надо? Составьте постоянный список запретов — их должно быть не слишком много. Но уж если залезать на сломанные качели нельзя — значит, нельзя никогда.

Почаще предлагайте малышу несложный выбор, например: «Что ты будешь пить — чай или компот?» Позвольте четырехлетнему мальчику самому решить  какого цвета рубашку ему надеть. Он также может решить самостоятельно, кого позвать на день рождения.

Казалось бы простые решения, но именно так ребенок научится отделять собственные желания от ожиданий окружающих. Это поможет приучить ребенка к самостоятельности и в будущем он не будет испытывать затруднений с принятием решений без чьих-либо подсказок.

ОШИБКА 6. Сравнивать малыша с другими детьми

«Посмотри на мальчика — он сам умеет одеваться!», «А Катя уже моет руки сама, хотя ей тоже три годика!».

В этом случае ребенок начинает сомневаться, на самом ли деле его любят родители. А может они  больше любят соседскую Катю? В результате вместо того, чтобы тянуться за «положительным героем», ребенок испытывает чувство беспомощности и все чаще канючит: «Маам, одень меня!» А как еще убедиться, что тебя по-прежнему любят?
Как надо делать?

Устройте соревнование ребенка… с самим собой. Это более правильная стратегия на пути обучения самостоятельности ребенка. Например, месяц назад ребенок еще не чистил зубы сам — а сейчас чистит; год назад не умел быстро одеваться — сейчас его успехам позавидует солдат-срочник…

Хорошим помощником будет красивый журнал успехов. Записывайте туда все достижения своего любимого чада и просматривайте этот журнал вместе с малышом время от времени. Видя прошлые успехи ребенок с большим удовольствием будет идти к к новым достижениям.

Кстати, когда ребенок будет взрослым, ему тоже будет интересно посмотреть, как же он обучался в детстве.

ОШИБКА 7. Предупреждать все желания отпрыска

Помощь, о которой малыш не просил, только задерживает его развитие.
Как надо? Годовалый человек, пыхтя, покоряет горку на детской площадке? Страхуйте, но не помогайте. Оставил на лавочке машинку? Не бросайтесь за ней.

Лучше обратите внимание маленького: «Смотри, машинка отстает!» Наверняка малыш захочет сходить за ней сам. Не убрал на место мозаику? Поиграйте в «тепло-холодно» — ребенок охотно вспомнит, где лежала игра, и уберет ее на место.

Это поможет ребенку научиться самостоятельности.

ОШИБКА 8. Ограничивать полет фантазий

Да, оранжевых зайцев не бывает. И кубики в конструкторе не принято складывать вверх ногами. И все-таки подождите вмешиваться: «Дай покажу, как надо!»
Как надо? В игре не ребенок должен «идти» за вами, а вы за ним. В противном случае малыш сначала будет отмахиваться от вас, а потом просто не захочет ничего делать.

ОШИБКА 9. Требовать работы «на результат»

Это вам важно, чтобы посуда была вымыта быстро и чисто.

Малышу интересен процесс: ведь он не только учится мыть тарелки, но заодно изучает свойства воды, наблюдает, как ведет себя губка, — одним словом, знакомится с окружающим миром.

Как надо? К любой малышовой помощи относитесь как к развивающей игре. Спешите? Поручите ему помыть уже помытую тарелку (параллельно с ним режьте еще одну «запасную» картофелину для салата и т. п.).

ОШИБКА 10. Думать, что если «показали 100 раз» значит, показали хорошо

У детей есть особенности восприятия, которые необходимо учитывать. Помните, что ребенок пока только учится делать все самостоятельно.

Как надо?

Обязательно разбивайте задачу на этапы и проследите, чтобы ребенок переходил к следующему, только овладев предыдущим. Например, малыш хочет сам кормить любимую кошку.

Сначала запоминаем, как правильно отвинчивать крышку у пакета с молоком. Затем учимся наливать молоко в мисочку. Потом тренируемся доносить кошачий завтрак до места, не вылив его по дороге на ковер.

Затем доводим до автоматизма привычку мыть после кормления руки.

Ну, вот и все, что хотелось рассказать по этой теме. Теперь вы знаете, как приучить ребенка к самостоятельности. Да, с ребенком нужно быть терпеливым как в процессе обучения, так и после него.

Помните, что  самостоятельность легче заложить в детстве. Это поможет вашему ребенку выработать правильные привычки и потом ему не придется переучиваться.

Кроме того, если вы будете делать хотя бы часть из того, что здесь описано, то ваши отношения с ребенком только выиграют от этого.

И еще… План обучения ребенка самостоятельности вам следует обговорить со всеми взрослыми в вашей семье. А то бывает такая ситуация, что папа с мамой делают все для обучения ребенка, а бабушки с дедушками балуют его. Правда, бывает и наоборот.

Желаю, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, успешным, любящим вас и с любопытством познавал окружающий мир.

Источник: http://um-krasa.ru/detishki-i-roditeli/kak-priuchit-rebenka-k-samostoyatelnosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.